Литература 5АВГ

Название проекта "Созвучье слов живых"

Соавтор проекта Матвеева Оксана Петровна

Краткая аннотация проекта
- Кто ваш любимый поэт? - задай вопрос любому человеку, и он - не задумываясь! - ответит (даже если не знает ни одного поэта):
- Пушкин!
- А ещё?
- Лермонтов!
- А прочитайте любимое стихотворение любимого поэта или расскажите что-нибудь интересное из жизни великого поэта.
Вот здесь и начинается самое интересное. Морщим лоб и ... не можем вспомнить ничего... Оказывается, о таком знакомом Пушкине и о таком знакомом Лермонтове мы так мало знаем. К сожалению... Великому нашему сожалению... Пушкин и Лермонтов талантливы настолько, что не стоит даже и сомневаться: при рождении Бог поцеловал их в макушку. Что такое талант? Талант - способности, гениальность, одарённость.
Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал (зарыл), разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.
Итак, талант - это искра Божья. Какие таланты у Пушкина и Лермонтова, как они распорядились своей "монетой", данной им Богом? Как они развивали свои дары? В каком возрасте? Кто им в этом помогал? Что они приобрели? Какой след оставили в жизни? Почему современный человек с ними на одной волне? Кто они, такие знакомые незнакомцы? Сделаем открытия вместе?
Планируемые результаты обучения
 «После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения":
личностные:  
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях любви и уважения к культурному наследию своей страны, к своему великому языку, на осознании собственной ответственности за чистоту и красоту произносимых слов, совершенных поступков, на понимании взаимосвязи языка человека и его внутреннего мира.
метапредметные:
  • умение работать с различными источниками информации;
  • умение осуществлять поиск нужной информации в книгах, в интернете самостоятельно и с помощью взрослых;
  • умение представлять собранную в результате поиска информацию в разной форме;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками (и/или родителями); работать индивидуально и в группе;
  • умение делать выводы;
  • навыки критического мышления при смысловом чтении;
  • умение использовать мультимедиа и ИКТ в целях обучения;
  • умение создавать видеоролики.
предметные: 
  • умение добывать расширенное, выходящее за рамки обязательного минимума знание биографии писателей-классиков;
  • умение видеть изобразительно-выразительные средства языка: олицетворения, эпитеты, сравнения, метафоры, литоты, гиперболы;
  • умение строить речевое высказывание на лингвистическую тему в соответствии с заданным стилем речи и типом речи;
  • умение самостоятельно и вполне осмысленно вести отбор хороших книг для чтения.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос: 
Как раскрываются таланты?

Проблемные вопросы
  • Почему М. Ю. Лермонтов - это явление в русской жизни, которое "принято называть ЧУДОМ"?
  • Почему А. С. Пушкин - "это наше ВСЁ"?
  • Почему стихи А. С. Пушкина - это "вода живая"?
  • Почему А. С. Пушкин вечный?
  • Почему союз лицеистов прекрасен?
  • В чём секрет трогательных отношений поэта Пушкина и няни?
  • Учебные вопросы

    “Чувства добрые” в лирике А. С. Пушкина
    • В чем красота слога, поэтичность и музыкальность стихов Пушкина?
    • Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны?
    • Какие иллюстрации и к каким сказкам вы знаете?
    • Каковы стихи поэта о природе, о Родине?
    А. С. Пушкин: наши открытия
    • Юный Пушкин, воспитанный в литературной среде. Окружение поэта: какими талантами обладали родственники А. С. Пушкина?
    • Каковы таланты Пушкина, как и в чем они проявлялись?
    • Какие стихотворения, на ваш взгляд, воспитывают в читателе гражданина, патриота, человека, любящего мир, жизнь?
    "И продолжает жить в потомках вечный Пушкин"
    • Сыном каких святых был А. С. Пушкин?
    • Каковы предки А. С. Пушкина?
    • Каковы потомки А. С. Пушкина?
    "Лицей в жизни Пушкина"
    • Когда, кем и для кого был создан Лицей?
    • Каков был распорядок дня лицеистов?
    • Как шалили лицеисты, каковы были наказания и за что их наказывали?
    • В каком стихотворении Пушкина отражены эти события?
    • Как учился Пушкин в Лицее? Каковы его успехи в освоении наук?
    • Какие прозвища были у лицеистов?
    • Какие стихи читал Пушкин на экзамене по словесности?
    • Кто их поэтов, принимавших экзамены, восхищался талантом Пушкина?
    • С кем сдружился Пушкин в Лицее на всю жизнь?
    • Как он пишет о дружбе лицейской и в каких стихотворениях? Кому посвящает такие стихи?
    • Каковы потомки А. С. Пушкина?
    "Наперсница волшебной старины"
    • Арина Родионовна, кто она?
    • Какова история жизни няни?
    • Каково отношение Пушкина к няне?
    • Каково отношение няни к Пушкину?
    • Какие стихи посвятил поэт своей няне?
    • Как увековечена память об Арине Родионовне?
    • О чем говорит няня с Пушкиным в Михайловском длинными зимними вечерами?
    • Какое место в сердце Пушкина занимала няня?
План проведения проекта
Подготовительный этап:
  • определение темы, целей и задач проекта;
  • формирование проблемных вопросов;
  • создание визитной карточки, стартовой презентации и буклета для родителей.
Основной этап:
  • формирование мотивации и познавательного интереса у детей;
  • определение круга участников;
  • составление плана работы каждой группы;
  • работа в группах над проблемными вопросами;
  • консультирование;
  • оформление результатов.
Заключительный этап:
  • подготовка к защите;
  • презентация проектов;
  • анализ результатов проведения, оценка ученической деятельности обучающихся;
  • презентация итогов проекта на ученической конференции, на родительском собрании.
Публикация учителя
Буклет 1, Буклет 2

Информация для родителей
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Стартовая презентация

Стартовая презентация
v
Примеры  продукта проектной деятельности учащихся
Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
Другие документы

Презентация "И продолжает жить в потомках вечный Пушкин" (Грачев И. 5А и Грачева П. 10А)
Презентация-монопроект "Наперсница волшебной старины" Шлепатухина П. 5 В
Презентация "Лицей в жизни Пушкина" групповой проект: Чайкина Н, Шаганов Ж. 5 Г

1 комментарий:

  1. Большое спасибо за очень интересный материал.
    Вы, как всегда, на высоте! :)

    ОтветитьУдалить